Орбита-Тур
(8412) 55-00-12
56-28-09
 

Культура

Этот ошеломляющий «Ривердэнс»

Грандиозное танцевальное шоу «Ривердэнс» началось с небольшой заставки, предварявшей выступление ирландских исполнителей на международном конкурсе Евровидения в 1994 г. Никто и не думал, что это семиминутное выступление обернется таким успехом.

В июле 1993 г. дирекция ирландского телевидения (RTE) обратилась к продюсеру Мойе Дохерти с просьбой срочно подготовить заставку для ирландских конкурсантов на конкурсе Евровидения. Сценарий был на скорую руку написан за выходные, и теперь оставалось только воплотить его в жизнь. Три часа пения и инструментальной музыки, решила Мойя, хорошо бы разбавить танцем.

Именно для этого и был придуман номер в исполнении Майкла Флэтли, Джин Батлер и большой группы танцоров в жесткой обуви в сопровождении ирландского хора «Ануна». Над номером под строгим присмотром Мойи Дохерти работали режиссер Джон МакКолган и хореограф Мэвис Аскотт. Писать музыку для номера пригласили Билла Уилана — композитора со стажем, имеющего большой опыт написания музыки в традиционном стиле.

Именно эта команда профессионалов заложила основы знаменитого шоу «Ривердэнс».
30-го апреля 1994 г. 300 миллионов зрителей были потрясены увиденным. Ирландия, как и предполагалось, заняла первое место, однако тем дело не кончилось. Все прямо-таки жаждали «Ривердэнс», так что пришлось выпускать видео и сингл.

Этого оказалось мало. RTE предложило продюсерам подготовить номер к Рождеству, но Мойа, Джон и Билл решили вместо этого поставить двухчасовое шоу. Предварительный срок — ноябрь.

Мойа почувствовала, что нужно набирать команду постановщиков и сценаристов, так как своими силами на этот раз ей не справиться.

Билл Уилан, как и раньше, взялся сочинить музыку. Три месяца напряженной работы в студии — и титанический труд завершен. Как только партитура была готова, подключились Мэвис Аскотт и Майкл Флэтли. Они занялись репетициями и постановкой танцев. Костяк труппы составили, отобранные Майклом Флетли, победители и призеры открытого чемпионата Ирландии All Ireland по степовым танцам разных лет, а также наиболее перспективные воспитанники ирландских танцевальных школ.

После долгих споров было решено, что рамки ирландского танца слишком тесны, и что для большей привлекательности шоу должно носить интернациональный характер. В итоге кампания «мы ищем таланты» развернулась в мировом масштабе.

Поиски принесли желаемый результат, хотя состав получился довольно пестрым. Помимо ирландских танцоров степа в классическом варианте шоу принимали участие: одна из самых знаменитых танцовщиц в стиле фламенко Мария Пахес (Испания), ирландская поп-певица Ани О’Келли, негритянские степисты из Гарлема Марсель Пено, Леон Хэйзелвуд и Джелли Герман и церковный хор «Deliverance», во главе с певцом Джеймсом Бигнаном. Помимо прочего, продюсеры решили добавить в новое шоу яркий славянский колорит. Ставка была сделана на безошибочно узнаваемые в околомузыкальном мире стереотипы. В начале семидесятых ирландские фолк-музыканты принесли в Европу интерес к славянской музыке с Балкан (из Сербии, Болгарии, Македонии). Необходимо было найти композитора, а также исполнителей, способных добавить в новое шоу узнаваемое «балканское» звучание. С этой целью из Венгрии был приглашен исполнитель и композитор Никола Паров.

Во всем мире также много лет остается незыблемым интерес к русской балетной школе. Необходимо было найти настоящих танцоров из России, которые органично вписались бы в новый проект, исполняя под «балканскую» музыку «славянские танцы в народном стиле». Выбор продюсеров пал на группу танцоров из знаменитого ансамбля Игоря Моисеева. Они не были увлечены ирландскими танцами, но могли гарантированно выдавать номера высокого качества и к тому же имели возможность заработать неплохие деньги. Так в шоу «Riverdance» впервые появилась группа танцоров под звучным названием «Moscow Folk Ballet Company».

Нельзя не сказать и о музыкантах, составивших первый оркестр «Riverdance». Многие его участники уже сказали свое веское слово в ирландской народной музыке. Так основным волынщиком классического состава «Riverdance» стал Дэви Спиллейн. Это — один из ведущих исполнителей прогрессивных обработок ирландского фолка, а также world music на ирландской волынке илен-пайп, который к тому же известен как удачливый бизнесмен, продающий волынки своей марки. Ходить на концерты можно было даже

из-за него. Все основные партии на бойране (ирландском бубне) в классическом составе оркестра исполнял Томми Хэйес — колоритный полный ирландец, получивший известность благодаря своей видеошколе игры на бойране, популярной во многих странах мира и, кстати, доступной и в Москве.

Этот вариант шоу и стал каноническим для Riverdance. Хотя теперь существует несколько трупп, но программа сама по себе не меняется. Индустрия была построена на наработанной вначале схеме. Два ярких танцора-лидера + большая труппа ирландского степ балета + черные танцоры степа для контраста + яркая танцовщица фламенко + русские танцоры, исполняющие номера в славянском стиле, + кельтский и негритянский хоры + оркестр, усиленный группой барабанщиков = красочное шоу, которое заработало не один миллион долларов с момента своего создания, и, несмотря ни на что, не собирается останавливаться.

Премьра шоу состоялась в Point Depot Theatre в Дублине 9-го февраля 1995 г. Танцевальное шоу продолжалось в течение 5 недель, и все билеты расходились в считанные часы. По окончании выступлений в Дублине было выпущено видео классического состава «Riverdance, the show», которое сразу же стало бестселлером в Ирландии. Агенты со всего мира охотились за шоу, однако целью номер один «Ривердэнс» избрали Лондон.

Выступления должны были проходить в Labatts Apollo Hamersmith Theatre. Как только об этом стало известно, администрация театра взялась за его реконструкцию, что стоило немалых денег. В общей сложности было истрачено более миллиона фунтов, но все расходы, конечно же, окупились.

Более того, «Ривердэнс» там так понравилось, что с тех пор Labatts Apollo Hamersmith Theatre стал единственным в Лондоне театром, где они выступают. Выступления начались 6-го июня 1995 года и, как и в Ирландии, имели огромный успех. В конце лета «Ривердэнс» вернулись в Дублин, а с 3-го октября по январь они снова давали концерты в Лондоне — на этот раз уже без Майкла Флэтли .

Буквально накануне выступлений в Лондоне стало известно о том, что лидер и один из создателей шоу Майкл Флэтли покидает труппу, не сумев договориться с продюсерами о размере выплат. В последствии он стал создателем нового, не менее красочого танцевального шоу «Lord of the dance».

Новым лицом набравшего популярность шоу стал вчерашний дублер Флэтли Колин Дьюнн, которого продюсеры и пригласили танцевать отныне все главные партии.

Свою танцевальную карьеру он начал в возрасте четырех лет. Вместе с тем Колин всегда хотел получить хорошее образование, и долгое время разрывался между танцами и работой экономиста. Экономику Колин изучал в Университете Ворвика, а сразу же после того, как получил повышение, уволился с работы и отправился в турне по Канаде вместе с «Chieftains» и «De Danann».

Улыбчивый ирландский парень, родившийся в Англии и больше похожий на испанца чем на ирландца, он был лишен харизмы и везения Майкла Флэтли, но никогда не уступал ему в трудолюбии.

Благодаря своим незаурядным способностям, Колин добился больших успехов: одиннадцать раз завоевывал чемпионский титул на первенстве Великобритании по кельтскому танцу, девять — на открытом первенстве Ирландии (All Ireland), и девять раз становился чемпионом мира. В 1988 году Колин был удостоен титула «Лучший исполнитель кельтских танцев всех времен». Помимо этого, он является автором единственного известного в Москве видео-курса ирландского танца«Celtic Feet», теперь очень популярного, потому что буквально каждый хочет научиться так танцевать. Продюсеры «Риверданса» впервые увидели искусство Колина в 1993, на «Bill Whelan’s Spirit of Mayo», однако их целью был не он сам, а его партнерша и давний друг Джин Батлер. Именно она стала в последствии ведущей танцовщицей шоу. Колина же пригласили в группу только в начале осени 1995 года — сперва в качестве хореографа для их нового степиста Тарика Винстона. Тарик и Колин уже выступали вместе в «New York City’s St.Patrick’s Day Parade», после чего им пришло приглашение от RTE принять участие телевизионной программе в «Late Late Show». Там их заметили руководители «Риверданс» и обратились к ним с просьбой поставить несколько сольных номеров. Именно эти номера стали впоследствии одними из самых выигрышных, публика всегда приходит от них в восторг.

В конце концов, тяга к танцам взяла верх, и молодой экономист Колин, до этого занимавший скромный пост бухгалтера, становится дублером Майкла Флэтли. Впрочем, дублером он тоже пробыл недолго. Пресса и устроители шоу были настроены весьма скептически, но Колин превзошел самого себя. Его еще долгое время не признавали за «хозяина» шоу. Но фантастическое трудолюбие, а также поддержка и авторитет Джин Батлер сделали свое дело. После гастролей в Англии «Риверданс» отправились в США, ведь Нью-Йорк, мировая столица развлечений, еще не был завоеван. Однако и эта твердыня пала, и целую неделю они выступали в «Radio City Music Hall», самом знаменитом театре в мире. Заключительное шоу состоялось как раз в день Святого Патрика и произвело настоящий фурор.

После телепрограммы с Дэвидом Леттерманом шоу-группу «Ривердэнс», которой только-только исполнился год, узнала вся Америка.

Летом 1996 года, во время очередных гастролей «Ривердэнс» в Лондоне, менеджеры решили пойти на очень рискованный шаг. Спрос на «Ривердэнс» во всем мире явно превышал предложение, и поэтому было решено разделить группу на два состава, причем не по принципу «первый-второй» («главный-замещающий»), а на два совершенно равных состава. Их программа была совершенно одинакова, а изначальный классический состав всех танцоров и музыкантов «Ривердэнс» был разделен между ними приблизительно поровну. В поддержку к ним набирали новых. Эти составы получили имена по названиям ирландских рек (неслучайно, поскольку необходимо было поддерживать у публики ассоциативную связь с «настоящим» шоу). Первый состав был ориентирован преимущественно на выступления в Америке и получил название «Lee Company». Второй состав ориентировался на выступления в Европе и был назван «Liffey Company». Хотя они являются частями единой империи «Риверданс», дальнейшую судьбу шоу проще рассматривать по частям.


Lee Company

Солистами этого, наиболее известного шоу изначально была звездная пара — Джин Батлер и Колин Дьюнн. В сентябре 1996 года, после разделения «Риверданс» на 2 группы, Колин присоединился к Lee Company, в составе которой он отправился в турне по Австралии и Северной Америке. Он снялся в New Show Video, которое записывалось на пленку в Radio City Music Hall в октябре 1996.

В декабре того же года Джен Батлер вышла из состава, и его партнершей стала Эйлин Мартин.

Эйлин Мартин (Eileen Martin), уроженка Дублина, начала заниматься ирландскими танцами в возрасте четырех лет в O’Shea School of Irish Dancing. Иначе и быть не могло: отец Эйлин, профессиональный танцор из графства Донегол, очень хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Его надежды оправдались — в 12 лет Эйлин становится чемпионом мира. Впоследствии она удостаивалась этого титула еще три раза, а к 17 годам уже была обладательницей всех возможных наград и званий в области кельтских танцев.

Танцами, однако, ее интересы не ограничивались. Участвуя в международных фестивалях, которые проводились по всей Европе, Эйлин увлеклась языками, и в 1993 году поступила в Дублинский Университет на отделение европейской филологии, чтобы в совершенстве овладеть немецким и испанским. 1994 год выдался особенно насыщенным: Эйлин участвовала в Eurovision Song Contest, снималась во многих телевизионных программах, и самое главное — начала выступать в составе «Риверданс». Первый успех — и она оставила свои занятия в университете, которые, конечно же, были менее увлекательны, чем мировое турне.

Эйлин была первым дублером Джин Батлер — до того, как сама стала солисткой. 3 октября 1995 года, за несколько часов до выступления, Джин повредила ногу, и Эйлин вместе с Эрилин О’Бойл 3 месяца поочередно танцевали вместо нее.

В декабре 1996 года Джен Батлер объявила о своем решении оставить «Риверданс», и Эйлин получила право танцевать главные партии, Джин настаивала, чтобы ее место было отдано именно Эйлин.

Дебют Эйлин Мартин как солистки «Риверданс» в труппе «Lee Company» состоялся в январе 1997 года в «Wang Centre» в Бостоне; все, конечно же, прошло очень удачно, так как практики у Эйлин было предостаточно. Следующее ее выступление — впервые с Колином Дьюнном — состоялось в Apollo Theatre Hammersmith. Успех был потрясающим — публика стоя устроила пятнадцатиминутную овацию. Следующие полтора года Дьюнн и Мартин вместе с труппой провели в турне по США, Канаде, Австралии.

В мае 1998 года было объявлено, что последнее выступление Колина Дьюнна состоится 7 июня в Сиэтле. Когда Колин ушел из группы, партнером Эйлин по танцам стал Пэт Родди.

Новая пара солистов Lee Company: Пэт Родди и Эйлин Мартин определяет теперь лицо «Ривердэнс» для зрителей Америки, Канады и Австралии.

В марте 2000 года были запланированы выступления в Gershwin Theatre (Нью-Йорк). По контракту, «Риверданс» будут «гостить» на Бродвее шесть месяцев.


Liffey Company

Эта труппа больше известна в Европе. В 1998 году также их силами состоялся десант знаменитого шоу в Австралии и Новой Зеландии. В 1999 году огромным успехом прошли гастроли в Японии.

Солисты шоу Брендан де Гэлли (Brendan de Gallai) и Джоанн Дойл (Joanne Doyle) менее известны в мире танца, чем лидеры «Lee», но состав музыкантов оркестра включает в себя несколько звездных имен. Прежде всего, это популярный волынщик Деклан Мастерсон. В этом же шоу из классического состава труппы осталась работать танцовщица фламенко Мария Пахес.

В погоне за новым зрителем и заработками «Ривердэнс» преумножил свою популярность во много раз, но как к нему относиться — вопрос неоднозначный. В самой Ирландии, где такие танцы танцевали всегда, и за ее пределами уже год понемногу ширится хор голосов против индустрии танца в таком виде. Причем уже не только среди музыкантов, профессиональных танцоров и критиков. Номера не включают в себя многое из того, что действительно танцуют ирландцы, а по технике программа является смесью ирландских танцев в жесткой обуви с американским степом. Интерес к деньгам уже давно заслонил интерес к культуре. Шоу поднимает интерес к ирландскому танцу в принципе, но уже давно не является ирландским и во многом эксплуатирует интерес «к чему-то кельтскому».

В 1999 году стало известно, что Колин Дьюнн и Джин Батлер готовят совместное выступление. Их новое шоу под названием «Танцуя на опасной земле» рассказывает языком танца древнюю ирландскую легенду о бегстве влюбленных Диармайда и Грайне от гнева доблестного предводителя ирландских фениев Финна Мак Кумала. Музыкальную часть шоу взялись подготовить музыканты группы Solas, которая, по мнению критиков, сейчас значительно опережает все ирландские группы, исполняющие традиционную музыку в борьбе за внимание зрителей, как в Ирландии, так и США. Однако новое шоу лишь делает свои первые шаги и судить о его успехе по сравнению с менее «ирландскими» и более коммерческими «Riverdance» и «Lord of the dance» пока преждевременно. Неизвестно также, сколько в новой программе окажется собственно танца, а сколько сопутствующего шоу. Но первые отклики зрителей и критиков весьма доброжелательны.

Если появится другая коммерческая шоу-программа на более «народной» танцевальной и музыкальной основе, ее могут поддержать ирландцы, но ей предстоит сражаться за признание остального мира, где пока громче всего звучит слово «Riverdance». И это слово надо знать.